Разводка пневматики и не на деньги.

Дисклеймер.

Данный текст не претендует на научность, да вообще ни на что не претендует. Мнением автора можно пренебречь, а можно на него и забить, это не во

 

 

Введение.

Если будет душно, открывайте форточку, впускайте воздух, собственно о нем и будет речь.. 

Я застал период, когда электричество стремительным домкратом начало врываться в домашние и гаражные мастерские по всему союзу. У моего дяди был уже самодельный пильно-фуговальный станок (и это в 80-е, в СССР, более ранний период я по вполне естественным причинам не застал), на котором он строгал дверные косяки, оконные рамы и прочее. Но вот весь остальной инструмент у него было сугубо ручной. Если бы он дожил до моего гаража, то думаю был бы весьма удивлен тому набору электроинструмента который в принципе возможен. На 2024 год, электричество так все заполонило, что уже с десяток лет существует целое течение в DIY, работа только ручным инструментом, такие столярные дауншифтеры. И вот на фоне всего этого искрящегося проводного и беспроводного великолепия, как-то незаметно проходит тихое вползание в гаражи пневматического инструмента, а за ним и пневматики как таковой.

У пневматики есть ряд неоспоримых преимуществ, как и ряд вполне себе объективных недостатков. Но о них или отдельно, или вообще не буду. А буду я про то как быстро (ключевое слово), относительно недорого, и главное с заделом на масштабирование, сделать разводку пневматических линий в гараже или мастерской, но для начала чуток физики, без нее никак. 

Нам собственно из физики газов нужны только два их свойства, в диапазонах нормальных температур и относительно не высоких давлений до 10 бар: 

  1. Воздух это газ (Внезапное открытие Америки!), а газ это сжимаемая среда. Если бы это было не так, то дальнейший текст был бы из разряда ненаучной фантастики. 
  2. Газ всегда стремится занять весь доступный ему объем. 

Что это нам дает? А все просто, в отличии от жидкости, в интересующих нас диапазонах давлений и температур, газу монописуально по трубке какого диаметра проходить. Трение о стенки, сжатие и расширение под давлением 10 бар, особенно на свойства газа не влияют, а если влияют то этими значениями в наших условиях можно пренебречь, ну или последствия отсечь разными способами, но при этом газ все равно будет занимать весь доступный ему объем, согласно его второму свойству. А вот механической прочностью клапанов компрессоров, и как следствие его долговечностью пренебрегать не стоит. Я собственно к тому что если вы делаете пневмопровод трубой ДУ 150 из остатков старого отопления, то будьте готовы к тому что пока компрессор не накачает весь доступный объем воздухом, он не остановится. А зачем вам холостая работа компрессора? Вот поэтому для пневмопровода в гараже стоит выбирать трубки с минимальным необходимым сечением. На практике, трубка внутренним диаметром 6 мм, вполне справляется с потоком в 260 литров в минуту и 10 бар давки (это производительность 2-х киловаттного поршневого компрессора с ресивером на 50 литров).

 А вот как выбрать материал для пневмопровода разберем в первой части.

Часть первая.

Какие пневмопроводы бывают, их плюсы и минусы, а также способы сделать разводку пневматики по цене гаража, квартиры и машины. 

Собственно, а какие пневмопроводы бывают? Ответ один: трубчатые. Других быть не может. На этом все, расходимся, но перед этим немного про типы труб.

Трубы стальные. Такие пневмопроводы я встречаю часто, по основной своей работе, на различных масштабных предприятиях. Но в обычной жизни встречаются они редко, и это в основном или тяжелое наследство от СССР или кому-то взбрело в голову переделать систему отопления в пневмопровод. Главные преимущества: высокая механическая стойкость и дешевизна (для завода, для DIYвайщика зачастую малоподъемные суммы). Главные недостатки: 

  1. Корродирование трубы изнутри под действием влаги, если она из чернины, с разлетом продуктов коррозии по всей пневмосистеме;
  2. Стоимость самой трубы и работ по соединению их. Это или сварка, а для сварки труб работающих под давлением нужно иметь навык, или иметь деньги за этот навык заплатить. Или другие способы типа опрессовки специальными фитингами, но тогда стоимость пневморазводки уходит в сторону открытого космоса (фитинги и трубы из нержавейки, стоимость пресса и прочего). Короче не наш метод.

Вариантом пневмопровода из металлических труб, разводка трубами медными. Минусов очевидных тут два:

  1.  Цена, не такая как у нержавейки, но тем не менее. На мой взгляд делать разводку пневмы медью, это для аристократов и тех кому такие трубы бесплатно достались.
  2.  Редкость всякого рода соединителей и фитингов, в обычном магазине не купишь, отсюда проблемы с ремонтом, долго ждать комплектующие. 

Теперь о плюсах:

  1. Соединение труб и фитингов менее проблемное, так как тут нужен минимальный навык пайки твердыми припоями.
  2. Возможность масштабировать систему (тупо нарастить или поменять фитинг), так как все соединения принципиально разборные. 
  3. Отсутствие продуктов коррозии в пневмосистеме, и высокая долговечность. 

Трубы пластиковые, металлопластиковые и вот это вот все. 

Плюсов тут масса. И дешево, и сердито, и купить можно буквально в любом строительном магазине, и соединять уметь особо не надо. Но есть один жирный минус, для меня жирный:

  1. Масштабируемость никакая. Короче примерно вот так: захотелось подвести точку отбора воздуха в другое место, будь добр спустить воздух, расчехлить инструмент, отрезать трубу, спаять трубу, припаять фитинг и вот это все (со своими вариациями для металлопластика). По мне слишком много телодвижений, ради новой точки отбора. И да, плохая стойкость к вибрации. Соединение с компрессором надо делать шлангом, а это тоже лишние телодвижения.

Шланги.

Ну тут как бы все ок, но соединение через хомуты, проволоку и вот это все. А еще нормальные пневмошланги стоят нормальных денег и сложен процесс соединения с подготовкой воздуха.

Трубка PU, она же полиуретановая. Собственно весь текст выше можно было бы не читать, все сводится именно к ней и к фитингам для нее. Чаще всего встречается именно она, но бывает еще трубка TRN (полиамид), HTR (полиэстер), TPE (полиэтилен), PTFE (фторопласт) маркировка наносится на трубку. Выпускаются в разных цветах, и размерах. Цветовая маркировка насколько я знаю не стандартизирована, но в среднем черные трубки идут для влажного и не подготовленного воздуха, синие для сухого и подготовленного, прозрачные и белые для жидкостей и в особо чистых помещениях. Данные трубки дефакто являются промышленным стандартом, их используют везде где есть необходимость, а иногда и где ее нет. 

Минусы: А их и нет. Единственный который нашел, это экзотичность таких трубок, но это не точно, и ниже поясню почему.

Плюсы: 

  1. Цена: в специализированных магазинах от 90 рублей за метр, полик стоит примерно столько же, но трубка требует в разы меньше телодвижений при монтаже. Ну и полик будет с внутренним диаметром 16 мм, а об этом было выше.
  2. Типоразмеры. Любые от DN 4 до DN 16. По моему есть еще и DN20, но это не точно. Размер трубки указывается по внешнему диаметру, толщина стенки зависит от материала, обычно 1 мм. 
  3. Химическая устойчивость и принципиальная чистота внутри. В моей практике по ним гоняют масла, агрессивные жидкости, воду и воздух, и им как бы пофигу, ходят годами. Воздух и щелочные концентраты моющих средств могут гонять по себе десятилетиями. это уже наблюдение из личной практики. Единственное что они не любят это механическое воздействие в виде абразива.
  4. Паспортное значение допустимых давлений до 10 Бар. На самом деле, кратковременно и больше выдержит, и выдерживать превышение давления может периодически без изменения свойств. 
  5. Самый главный плюс: простота монтажа и масштабирования. Трубка монтируется так: отрезал кусок и воткнул в соответствующий фитинг. Все. Вот реально все Карл. Никаких плясок с паяльниками, сварочниками, ключами и прессами. Это проще чем воткнуть новую розетку. Отрезал и вставил, в фитинг и все. Вот о них родимых во второй части, и даже с картинками: 

Фитинги цанговые и не только.

Оговорюсь за экзотичность трубок и фитингов: на самом деле ее нет. Они давно применяются в топливных и тормозных системах грузовиков, тракторов, и легковых автомобилей так что на самом деле минимальный набор их можно найти в любом мало-мальски крупном населенном пункте, в магазинах автозапчастей. Но не стоит, там они обычно продаются с наценкой в три конца и более. Маркетплейсы полны фитингами разных производителей, ну и всем известный Красно/белый магазин (но не тот о котором вы подумали) тоже торгует ими.

Фитинг в разрезе

Источник: https://met-all.org

Принцип работы фитинга достаточно простой, уплотнение происходит за счет саморазжимания трубки под давлением, а фиксация, за счет пружинной разжимной цанги установленной в фитинге, при этом цанга всегда подживает трубку, поэтому если соединение собрано правильно, оно не может саморазобраться. Сборка и разборка соединения происходит путем нажатия на кольцо цанги и вытаскивания трубки. В конструкции есть встроенная защита от дурака, фитинг под давлением очень сложно разобрать без использования инструмента. Помимо цанговых, встречаются еще фитинги с накидной гайкой, которые встречаются реже, и менее универсальны в применении. 

 

Теперь к типоразмерам фитингов. У разных производителей, обозначение может отличатся, но на самом деле надо знать только две характеристики фитинга:

  1. Диаметр трубки для которой он предназначен, диаметр обозначается на кольце цанги, ну в крайнем случае можно померить штангелем. Я вообще на глаз размер определяю, но это просто потому что опыт.
  2. Диаметр резьбы на которую фитинг будет накручиваться, и ее тип: папа-мама, если это предусмотрено его конструкцией. 

Есть еще третья характеристика, подразумевается проходной монтаж или нет. Но это частный случай, и нам такие фитинги нужны только для установки БРС типа рапида. 

Теперь какими фитинги бывают.

По типу материала корпуса:полимерные, латунные и латунные никелированные (в зависимости от производителя могут держать до 16 бар), композитные вроде как из нержавейки тоже, но такие не встречал.

композитныйполимерныйлатунный с никелеровкой
источник:www.vseinstrumenti.ru  

 

Я предпочитаю брать латунные, но они дороже. 

По типу монтажа: 

  1. Вкручивающимися или накручивающимися в корпуса приборов и механизмов. Они в свою очередь бывают прямыми, угловыми 90 и 45 градусов, разветвителями двух и более ходовыми и т.д.. Бывают монолитными и поворотными, эти всегда дороже, но практичнее в применении. Резьба зачастую идет сразу с уплотнением, тут варианты могут быть разными: о-ринг, фторопластовые кольца, напыление фторопласта на саму резьбу (эти дешевле но не любят частого откручивания). Резьба стандартная трубная, бывает от 1\8’ до 1’, при необходимости можно воспользоваться переходами (у меня в практике есть установка в которой осуществлен переход от 2’ до ¼’, только не спрашивайте зачем).

    штуцер папа

    штуцер мама

    штуцер Ашот (под запресовку, см ниже)

    источник: tl-gidravlika.ru

      
  2. Только под трубку. Это те же яйца только в профиль. Разница в отсутствии резьбы и все. Обычно они идут под один диаметр трубки, но есть и переходные с разных диаметров. Есть многоходовые, переходные, с различными дополнениями (с обратным клапаном, с глушителем, с клапаном быстрого сброса). Бывают с одним выходом типа папа, для прямого монтажа в другой фитинг, используют для экономии места и простоты сборки.
  3. переходник

    трехходовой

    для быстрой сборки

    многоходовой

      

    источник: tl-gidravlika.ru

      
  4. Под запрессовку в корпус. Редкий вид, но могу попадаться. Отличаются от первых отсутствием резьбы на корпусе. Применяют для установки в пневмоострова (про пневмоавтоматику могу написать отдельно если будет много желающих), знать о них стоит только для того чтобы случайно не купить. (см выше, фитинг типа Ашот)
  5. Под проходной монтаж или сразу с папой под БРС. Первые нужны для проходки через щитки управления. Отличаются от обычных наличием гайки и метрической (тут могу ошибаться) резьбой на корпусе и трубной в корпусе. Как их использовать: монтаж в отверстие на щитке, с внутренней стороны монтируется трубка, с наружней БРС. 
  6. трубка-трубка

    трубка-резьба

     

    источник:catalog.camozzi.ru

      

Надеюсь вам было полезно. Если текст наберет какое-то неопределенное количество каментов, лайков и прочего, то я продолжу в том же духе.

 

P.S. За стиль. Кто знает тот знает, а для остальных будет проще считать что это такой способ сохранения авторских прав. Так как текст авторский, рожал его я сам, то и стиль постарался выдержать максимально свой, ну и что бы те кто его попрет вспотели при редактировании.


Сергей Доценко

3 Статьи Посты

Комментарии