Введение.
Если будет душно, открывайте форточку, впускайте воздух, собственно о нем и будет речь..
Я застал период, когда электричество стремительным домкратом начало врываться в домашние и гаражные мастерские по всему союзу. У моего дяди был уже самодельный пильно-фуговальный станок (и это в 80-е, в СССР, более ранний период я по вполне естественным причинам не застал), на котором он строгал дверные косяки, оконные рамы и прочее. Но вот весь остальной инструмент у него было сугубо ручной. Если бы он дожил до моего гаража, то думаю был бы весьма удивлен тому набору электроинструмента который в принципе возможен. На 2024 год, электричество так все заполонило, что уже с десяток лет существует целое течение в DIY, работа только ручным инструментом, такие столярные дауншифтеры. И вот на фоне всего этого искрящегося проводного и беспроводного великолепия, как-то незаметно проходит тихое вползание в гаражи пневматического инструмента, а за ним и пневматики как таковой.
У пневматики есть ряд неоспоримых преимуществ, как и ряд вполне себе объективных недостатков. Но о них или отдельно, или вообще не буду. А буду я про то как быстро (ключевое слово), относительно недорого, и главное с заделом на масштабирование, сделать разводку пневматических линий в гараже или мастерской, но для начала чуток физики, без нее никак.
Нам собственно из физики газов нужны только два их свойства, в диапазонах нормальных температур и относительно не высоких давлений до 10 бар:
- Воздух это газ (Внезапное открытие Америки!), а газ это сжимаемая среда. Если бы это было не так, то дальнейший текст был бы из разряда ненаучной фантастики.
- Газ всегда стремится занять весь доступный ему объем.
Что это нам дает? А все просто, в отличии от жидкости, в интересующих нас диапазонах давлений и температур, газу монописуально по трубке какого диаметра проходить. Трение о стенки, сжатие и расширение под давлением 10 бар, особенно на свойства газа не влияют, а если влияют то этими значениями в наших условиях можно пренебречь, ну или последствия отсечь разными способами, но при этом газ все равно будет занимать весь доступный ему объем, согласно его второму свойству. А вот механической прочностью клапанов компрессоров, и как следствие его долговечностью пренебрегать не стоит. Я собственно к тому что если вы делаете пневмопровод трубой ДУ 150 из остатков старого отопления, то будьте готовы к тому что пока компрессор не накачает весь доступный объем воздухом, он не остановится. А зачем вам холостая работа компрессора? Вот поэтому для пневмопровода в гараже стоит выбирать трубки с минимальным необходимым сечением. На практике, трубка внутренним диаметром 6 мм, вполне справляется с потоком в 260 литров в минуту и 10 бар давки (это производительность 2-х киловаттного поршневого компрессора с ресивером на 50 литров).
А вот как выбрать материал для пневмопровода разберем в первой части.
Часть первая.
Какие пневмопроводы бывают, их плюсы и минусы, а также способы сделать разводку пневматики по цене гаража, квартиры и машины.
Собственно, а какие пневмопроводы бывают? Ответ один: трубчатые. Других быть не может. На этом все, расходимся, но перед этим немного про типы труб.
Трубы стальные. Такие пневмопроводы я встречаю часто, по основной своей работе, на различных масштабных предприятиях. Но в обычной жизни встречаются они редко, и это в основном или тяжелое наследство от СССР или кому-то взбрело в голову переделать систему отопления в пневмопровод. Главные преимущества: высокая механическая стойкость и дешевизна (для завода, для DIYвайщика зачастую малоподъемные суммы). Главные недостатки:
- Корродирование трубы изнутри под действием влаги, если она из чернины, с разлетом продуктов коррозии по всей пневмосистеме;
- Стоимость самой трубы и работ по соединению их. Это или сварка, а для сварки труб работающих под давлением нужно иметь навык, или иметь деньги за этот навык заплатить. Или другие способы типа опрессовки специальными фитингами, но тогда стоимость пневморазводки уходит в сторону открытого космоса (фитинги и трубы из нержавейки, стоимость пресса и прочего). Короче не наш метод.
Вариантом пневмопровода из металлических труб, разводка трубами медными. Минусов очевидных тут два:
- Цена, не такая как у нержавейки, но тем не менее. На мой взгляд делать разводку пневмы медью, это для аристократов и тех кому такие трубы бесплатно достались.
- Редкость всякого рода соединителей и фитингов, в обычном магазине не купишь, отсюда проблемы с ремонтом, долго ждать комплектующие.
Теперь о плюсах:
- Соединение труб и фитингов менее проблемное, так как тут нужен минимальный навык пайки твердыми припоями.
- Возможность масштабировать систему (тупо нарастить или поменять фитинг), так как все соединения принципиально разборные.
- Отсутствие продуктов коррозии в пневмосистеме, и высокая долговечность.
Трубы пластиковые, металлопластиковые и вот это вот все.
Плюсов тут масса. И дешево, и сердито, и купить можно буквально в любом строительном магазине, и соединять уметь особо не надо. Но есть один жирный минус, для меня жирный:
- Масштабируемость никакая. Короче примерно вот так: захотелось подвести точку отбора воздуха в другое место, будь добр спустить воздух, расчехлить инструмент, отрезать трубу, спаять трубу, припаять фитинг и вот это все (со своими вариациями для металлопластика). По мне слишком много телодвижений, ради новой точки отбора. И да, плохая стойкость к вибрации. Соединение с компрессором надо делать шлангом, а это тоже лишние телодвижения.
Шланги.
Ну тут как бы все ок, но соединение через хомуты, проволоку и вот это все. А еще нормальные пневмошланги стоят нормальных денег и сложен процесс соединения с подготовкой воздуха.
Трубка PU, она же полиуретановая. Собственно весь текст выше можно было бы не читать, все сводится именно к ней и к фитингам для нее. Чаще всего встречается именно она, но бывает еще трубка TRN (полиамид), HTR (полиэстер), TPE (полиэтилен), PTFE (фторопласт) маркировка наносится на трубку. Выпускаются в разных цветах, и размерах. Цветовая маркировка насколько я знаю не стандартизирована, но в среднем черные трубки идут для влажного и не подготовленного воздуха, синие для сухого и подготовленного, прозрачные и белые для жидкостей и в особо чистых помещениях. Данные трубки дефакто являются промышленным стандартом, их используют везде где есть необходимость, а иногда и где ее нет.
Минусы: А их и нет. Единственный который нашел, это экзотичность таких трубок, но это не точно, и ниже поясню почему.
Плюсы:
- Цена: в специализированных магазинах от 90 рублей за метр, полик стоит примерно столько же, но трубка требует в разы меньше телодвижений при монтаже. Ну и полик будет с внутренним диаметром 16 мм, а об этом было выше.
- Типоразмеры. Любые от DN 4 до DN 16. По моему есть еще и DN20, но это не точно. Размер трубки указывается по внешнему диаметру, толщина стенки зависит от материала, обычно 1 мм.
- Химическая устойчивость и принципиальная чистота внутри. В моей практике по ним гоняют масла, агрессивные жидкости, воду и воздух, и им как бы пофигу, ходят годами. Воздух и щелочные концентраты моющих средств могут гонять по себе десятилетиями. это уже наблюдение из личной практики. Единственное что они не любят это механическое воздействие в виде абразива.
- Паспортное значение допустимых давлений до 10 Бар. На самом деле, кратковременно и больше выдержит, и выдерживать превышение давления может периодически без изменения свойств.
- Самый главный плюс: простота монтажа и масштабирования. Трубка монтируется так: отрезал кусок и воткнул в соответствующий фитинг. Все. Вот реально все Карл. Никаких плясок с паяльниками, сварочниками, ключами и прессами. Это проще чем воткнуть новую розетку. Отрезал и вставил, в фитинг и все. Вот о них родимых во второй части, и даже с картинками:
Фитинги цанговые и не только.
Оговорюсь за экзотичность трубок и фитингов: на самом деле ее нет. Они давно применяются в топливных и тормозных системах грузовиков, тракторов, и легковых автомобилей так что на самом деле минимальный набор их можно найти в любом мало-мальски крупном населенном пункте, в магазинах автозапчастей. Но не стоит, там они обычно продаются с наценкой в три конца и более. Маркетплейсы полны фитингами разных производителей, ну и всем известный Красно/белый магазин (но не тот о котором вы подумали) тоже торгует ими.
Источник: https://met-all.org
Принцип работы фитинга достаточно простой, уплотнение происходит за счет саморазжимания трубки под давлением, а фиксация, за счет пружинной разжимной цанги установленной в фитинге, при этом цанга всегда подживает трубку, поэтому если соединение собрано правильно, оно не может саморазобраться. Сборка и разборка соединения происходит путем нажатия на кольцо цанги и вытаскивания трубки. В конструкции есть встроенная защита от дурака, фитинг под давлением очень сложно разобрать без использования инструмента. Помимо цанговых, встречаются еще фитинги с накидной гайкой, которые встречаются реже, и менее универсальны в применении.
Теперь к типоразмерам фитингов. У разных производителей, обозначение может отличатся, но на самом деле надо знать только две характеристики фитинга:
- Диаметр трубки для которой он предназначен, диаметр обозначается на кольце цанги, ну в крайнем случае можно померить штангелем. Я вообще на глаз размер определяю, но это просто потому что опыт.
- Диаметр резьбы на которую фитинг будет накручиваться, и ее тип: папа-мама, если это предусмотрено его конструкцией.
Есть еще третья характеристика, подразумевается проходной монтаж или нет. Но это частный случай, и нам такие фитинги нужны только для установки БРС типа рапида.
Теперь какими фитинги бывают.
По типу материала корпуса:полимерные, латунные и латунные никелированные (в зависимости от производителя могут держать до 16 бар), композитные вроде как из нержавейки тоже, но такие не встречал.
![]() | ![]() | ![]() |
источник:www.vseinstrumenti.ru |
Я предпочитаю брать латунные, но они дороже.
По типу монтажа:
- Вкручивающимися или накручивающимися в корпуса приборов и механизмов. Они в свою очередь бывают прямыми, угловыми 90 и 45 градусов, разветвителями двух и более ходовыми и т.д.. Бывают монолитными и поворотными, эти всегда дороже, но практичнее в применении. Резьба зачастую идет сразу с уплотнением, тут варианты могут быть разными: о-ринг, фторопластовые кольца, напыление фторопласта на саму резьбу (эти дешевле но не любят частого откручивания). Резьба стандартная трубная, бывает от 1\8’ до 1’, при необходимости можно воспользоваться переходами (у меня в практике есть установка в которой осуществлен переход от 2’ до ¼’, только не спрашивайте зачем).
штуцер папа
штуцер мама
штуцер Ашот (под запресовку, см ниже)
источник: tl-gidravlika.ru
- Только под трубку. Это те же яйца только в профиль. Разница в отсутствии резьбы и все. Обычно они идут под один диаметр трубки, но есть и переходные с разных диаметров. Есть многоходовые, переходные, с различными дополнениями (с обратным клапаном, с глушителем, с клапаном быстрого сброса). Бывают с одним выходом типа папа, для прямого монтажа в другой фитинг, используют для экономии места и простоты сборки.
переходник
трехходовой
для быстрой сборки
многоходовой
источник: tl-gidravlika.ru
- Под запрессовку в корпус. Редкий вид, но могу попадаться. Отличаются от первых отсутствием резьбы на корпусе. Применяют для установки в пневмоострова (про пневмоавтоматику могу написать отдельно если будет много желающих), знать о них стоит только для того чтобы случайно не купить. (см выше, фитинг типа Ашот)
- Под проходной монтаж или сразу с папой под БРС. Первые нужны для проходки через щитки управления. Отличаются от обычных наличием гайки и метрической (тут могу ошибаться) резьбой на корпусе и трубной в корпусе. Как их использовать: монтаж в отверстие на щитке, с внутренней стороны монтируется трубка, с наружней БРС.
трубка-трубка
трубка-резьба
источник:catalog.camozzi.ru
Надеюсь вам было полезно. Если текст наберет какое-то неопределенное количество каментов, лайков и прочего, то я продолжу в том же духе.
P.S. За стиль. Кто знает тот знает, а для остальных будет проще считать что это такой способ сохранения авторских прав. Так как текст авторский, рожал его я сам, то и стиль постарался выдержать максимально свой, ну и что бы те кто его попрет вспотели при редактировании.